Современные образовательные технологии и/или методики,
используемые мной в практической профессиональной деятельности.
№ п/п | Современные образовательные технологии и/или методики (Название, автор/авторы) | Цель использования технологии/методики | Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологии/методики |
1. | Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. | - нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется обучение; - преподавание литературы как вида искусства. | Эта технология, позволяющая обозначить проблему, организовать её обсуждение, свободно высказываться, используется мною на разных этапах уроков литературы. Система способствует воспитанию личности учащихся, внедрению человекоформирующего процесса. Это происходит на уроках-концертах, уроках-диалогах, когда идёт совместный поиск ответов на обозначенные вопросы, активизируется творческая активность учащихся, а также во время встреч с творческими людьми, посещения внеклассных мероприятий в городской библиотеке. | Использование данной технологии позволяет: - сформировать систему нравственных ценностей с опорой на художественную литературу как на вид искусства; - реализовать принцип гуманизации учебного процесса; - воспитывать гражданственность и патриотизм; - формировать у студентов активную жизненную позицию и толерантность, потребность в регулярном самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании; - прививать эстетические нормы и совершенствовать художественный вкус; - проводить дополнительные и факультативные занятия по предмету.
|
2. | Проектная технология (Джон Дьюи, У.Килпатрик – США, С.Т. Шацкий - Россия) | Технология - формирует и развивает интеллектуальные умения, связанные с критическим и творческим мышлением; - охватывает все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо); - совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки, - организует познавательную, исследовательскую деятельность студентов. | При работе над проектом - помогаю учащимся в выборе темы, составлении плана, - ориентирую на изучение литературы по данной теме. В ходе работы над проектом курирую её выполнение, консультирую по трудным вопросам, помогаю студентам в составлении опросников, анкет, направляю на конечную цель проекта, оказываю помощь учащимся при переработке текстов, изготовлении проекта. Готовлю учащихся к защите проекта, рецензирую работу. | Технология формирует - навыки исследовательской деятельности, - самостоятельное мышление, - умение находить, анализировать, перерабатывать и синтезировать информацию; - навыки работы с источниками информации; - способность создавать готовый продукт деятельности – проект - и публично защищать его. Студентами подготовлены и защищены проекты, представленные с 2010 по 2012 гг. в научно-практических конференциях ГБОУ СПО МО «ОЗПЭК им. С. Морозова»: - информационно-аналитические: «Реформы в русском языке 2009 года», «Ялтинский период в жизни и творчестве А.П. Чехова»; - научно-исследовательские проекты: « Чтение в жизни современного человека», «Социально-групповой жаргон как форма существования национального языка», «Правильное склонение фамилий как неотъемлемая часть языкового этикета», «Речевое общение в социальных сетях». Участие в зональной конференции «День науки» на базе ГБОУ СПО МО «Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж» с проектом «Семейные ценности в произведениях писателей-классиков», 2012 г. Ежегодная защита проектов по разделу «Литература 2-й половины XX века». Защита проектов по русскому языку по разделам «Общие сведения о языке», «Учёные-русисты». |
3. | Игровая технология (Л.С. Выготский, А.А Вербицкий С.А. Шмаков). | - Реализация учебных целей через игровые компоненты, - повышение эффективности урока через интерес учащихся к игре, - создание эмоционального подъёма, - обеспечение активности в игре и связи с другими видами деятельности, - организация поведения студентов, соблюдение правил межличностных отношений. | Последовательность этапов применения технологии: - эмоциональная установка на игру, - введение в игровую ситуацию, - постановка игровой задачи, которая соединяется с учебной задачей, - выработка игровых правил, которые реализуются в игровых действиях, - результат игры.
Технология применяется мною: - для проверки знания текста художественного произведения; - для объяснения нового материала; - для повторения и обобщения изученного; - для внесения в урок элемента разнообразия форм и видов деятельности; - для проведения внеклассных мероприятий. Провожу уроки-викторины, уроки-турниры, уроки-конкурсы, уроки с элементами театрализации, уроки пресс-конференции, урок-суд. | Использование технологии создаёт атмосферу неформальной обстановки, раскрепощённости, позволяющей ученику проявить себя в новом качестве, реализовать навыки, полученные в период обучения. Игровая технология применяется мною при проведении: - игровых заданий: «Найди ошибку в тексте», «Реши задачу (кроссворд)», по темам «Лексические группы», «Особенности русского ударения», «Орфоэпические нормы русского языка». - уроков-конкурсов: по пьесе М. Горького «На дне» «Кто они? Рвань… Золотая рота», по «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина «Узнай персонаж». - уроков пресс-конференций: «Гроза над соловьиным садом» по творчеству А. Блока, «Суд над Базаровым» по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». - уроков с элементами театрализации: по пьесе А.Н. Островского «Гроза»; - интеллектуальной игры «Самый умный»; - внеклассных мероприятий: «Певец «страны берёзового ситца», «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского». |
4. | ИКТ (информационно-коммуникационная технология).
| Освоение, преобразование и использование в практической деятельности больших массивов информации; организация процесса обучения таким образом, чтобы учащийся активно, с интересом работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Решение всех дидактических задач при помощи компьютера. | В работе использую презентации для объяснения нового материала, для проведения уроков-экскурсий, для всех внеурочных мероприятий, для сопровождения выступления с устными докладами; выполнения практических работ и упражнений, контроля знаний. Также использую Интернет-ресурсы для получения информации; пользуюсь электронной почтой для оперативной связи со студентами во время работы над проектами. Студентам рекомендую обращение к электронным версиям учебников, словарей, энциклопедий, выполнение заданий в on-line режиме. Использую методические материалы на сайтах: | Создана медиатека, включающая - презентации к различным урокам; документальные и художественные фильмы: «Сражаюсь, верую, люблю…», «Анастасия Цветаева: Мне 90», фильмы по программным произведениям; - видеоролики: «Реформа русского языка», «Социальный жаргон»; - аудиофайлы с записями авторов, исполняющих свои произведения (Л. Толстого, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой и др.) - дидактический материал в электронном виде. При помощи компьютера подготовлен раздаточный дидактический материал (тесты, карточки, учебное пособие для студентов «Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир». Исторические и художественные параллели»).
|
5. | Гуманно-личностная технология (Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов С.Н. Лысенкова) | - Способствование становлению, развитию и воспитанию в учащемся благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; - развитие и становление познавательных потребностей учащихся; - культивирование идеала воспитания - самовоспитания. | Применяя данную технологию, я - провожу уроки, разнообразные по используемым методам и приёмам обучения, для поддержания интереса к русскому языку и литературе; - учитываю индивидуальность учащегося, его способности и возможности, предлагаю задания разного уровня; - стимулирую активность (в том числе и творческую) студентов на уроках и во внеурочной деятельности, побуждаю к высказыванию своих мыслей вопросами проблемного характера; - обучаю приёмам самоанализа и самооценки; - в своей педагогической деятельности стараюсь быть помощником и консультантом для студентов.
| Студенты активно участвуют во внеклассных мероприятиях: -участие студентов разных курсов в подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций «Певец страны берёзового ситца», «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского», «Он жил сам и жить давал другим» (о С.Т. Морозове), «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд» (к 120-летию М.И. Цветаевой); - участие студентов в общеколледжных мероприятиях «Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах…» (к 9 мая), «Великий гуманист» (об А.П. Чехове); - посещение занятий коллектива «Надежда». |