«Особенности изучения причастий и деепричастий.
Систематизация знаний, умений, навыков».
Темы «Причастие» и «Деепричастие» остаются одними из сложных для восприятия и требуют следующего:
необходимости различения причастий, не смешивания их с прилагательными и деепричастиями. Чтобы достигнуть этого, с первых занятий по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков по этим темам, я постаралась ввести элемент сопоставления, сталкивания. С первых занятий студентам сообщено, что причастия могут иметь суффиксы, характерные только для них. Особую сложность представляет установление связи причастия с определяемым и зависимыми словами. Для отработки этого навыка на уровне словосочетания я предлагала ребятам задание найти главное и зависимое слова, найти словосочетания типа «причастие +существительное».
Например, студентам предлагается найти словосочетание «причастие + существительное».
I. 1. Служащие родине
2. Растаявшие льды
3. Построенные арендаторами
4. С образованными людьми
5. Разбросанные ребёнком
Выявление результатов такой работы позволяет предугадать, умеет ли студент правильно обособлять причастный оборот или писать не с причастиями.
Трудность вызывает тема «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».
Большой недочёт в подаче этой темы в школьных учебниках. Ведь в них даже не говорится о том, как разграничивать отглагольное прилагательное и причастие.
Студентам предлагается написать конспект этой темы.
Схема №1
Форма образована от глагола несовершенного вида? Без приставки?-
Да | Нет |
Отглагольное прилагательное
1. Варить – варёный Путать – путаный Квасить – квашеный
2. Приставка не- + отглагольное прилагательное: Неварёный негашёный | Причастие
1. Решённая задача |
Способы образования причастий:
1. Варёный горох + приставка с- = сваренный горох.
2. Варёный горох + зависимое слово = варенный в кастрюле горох
3. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами –ова-/ -ева- пишутся с нн.
Корчёванный лес
Слово-исключение: раненый (но израненный, раненный в живот).
Такой разбор правила при помощи алгоритма и таблицы более понятен.
Таблица №2
Не с причастиями
Слитно | Раздельно |
1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов Нерешённая задача. 2. Без не не употребляется. | 1. Причастие + зависимое (ые) слово (а) Не решённая мной задача. 2. Причастие не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не. Отнюдь не решённая задача. 3. При причастии есть противопоставление. Не написанная, а напечатанная работа. 4. Не с краткими причастиями. Книга не прочитана.
|
Таблица №3
Причастный и деепричастный обороты
| Причастный оборот | Деепричастный оборот |
Пример | Студенты, присутствовавшие в аудитории, решали задачу. | Студенты, решая задачу, находились в аудитории. |
Определение (состав) | Причастие + зависимое слово | Деепричастие + зависимое слово |
Вопрос | Какой? Какая? | Как? Когда? |
От чего задаётся вопрос? | От определяемого слова | От сказуемого |
Синтаксическая роль | Определение | Обстоятельство |
Условия обособления | Если стоит после определяемого слова | Всегда |
Схема №4
Гласные перед н и нн в страдательных причастиях
и отглагольных прилагательных.
Надо знать!
Написание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени… | Написание суффиксов причастий настоящего времени… |
…зависит от спряжения глагола, от которого они образованы. | |
Написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени… | Написание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени –вш-, -нн-, -н-… |
Зависит от гласной перед –ть в неопределённой форме глагола |
Примерные задания для самостоятельной работы
Задания на моделирование слов:
А) Записать причастия, строение которых соответствует схемам:
(Например, лечащего, расстилающегося)
Составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после определяемого слова.
Б) Составить слова с данными значимыми частями:
-ан-, -ан-, -анн- (Например, песчаный, услышана, сделанный).
Цель: различение написания н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.
В) Придумать и записать слова с данными значимыми частями:
-евши-, -евший, -ивши, -ивший, -авши-, -авший.
Цель: разграничение причастий и деепричастий.