Сайт преподавателя русского языка и литературы  Виловой Елены Сергеевны 

 

 «Особенности изучения причастий и деепричастий.

Систематизация знаний, умений, навыков».

Темы  «Причастие» и «Деепричастие» остаются одними  из сложных для восприятия и требуют следующего:

необходимости различения причастий, не смешивания их с прилагательными и деепричастиями. Чтобы достигнуть этого, с первых занятий по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков по этим темам, я постаралась ввести элемент сопоставления, сталкивания. С первых занятий студентам сообщено, что причастия могут иметь суффиксы, характерные только для них. Особую сложность представляет установление связи причастия с определяемым и зависимыми словами. Для отработки этого навыка на уровне словосочетания я предлагала ребятам задание найти главное и зависимое слова, найти словосочетания типа «причастие +существительное».

Например, студентам предлагается найти словосочетание «причастие + существительное».

I. 1. Служащие родине

2. Растаявшие льды

3. Построенные арендаторами

4. С образованными людьми

5. Разбросанные ребёнком

         Выявление результатов такой работы позволяет предугадать, умеет ли студент правильно обособлять причастный оборот или писать не с причастиями.

         Трудность вызывает тема «Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных».

         Большой недочёт в подаче этой темы в школьных учебниках. Ведь в них даже не говорится о том, как разграничивать отглагольное прилагательное и причастие.

         Студентам предлагается написать конспект этой темы.

 

 

Схема №1

Форма образована от глагола несовершенного вида? Без приставки?-

Да

Нет

Отглагольное прилагательное

 

1. Варить – варёный

Путать – путаный

Квасить – квашеный

 

2. Приставка не- + отглагольное прилагательное:

Неварёный

негашёный

Причастие

 

1. Решённая задача

 

Способы образования причастий:

1. Варёный горох + приставка с-   = сваренный горох.

2. Варёный горох + зависимое слово = варенный в кастрюле горох

3. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами –ова-/ -ева- пишутся с нн.

Корчёванный лес

Слово-исключение: раненый (но израненный, раненный в живот).

          Такой разбор правила при помощи алгоритма и таблицы более понятен.

 

Таблица №2

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов Нерешённая задача.

2. Без не не употребляется.

1. Причастие + зависимое (ые) слово (а)

Не решённая мной задача.

2. Причастие не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не.

Отнюдь не решённая задача.

3. При причастии есть противопоставление.

Не написанная, а напечатанная работа.

4. Не с краткими причастиями.

Книга не прочитана.

 

 

Таблица №3

Причастный и деепричастный обороты

 

Причастный оборот

Деепричастный оборот

Пример

Студенты, присутствовавшие в аудитории, решали задачу.

Студенты, решая задачу, находились в аудитории.

Определение (состав)

Причастие + зависимое слово

Деепричастие + зависимое слово

Вопрос

Какой? Какая?

Как? Когда?

От чего задаётся вопрос?

От определяемого слова

От сказуемого

Синтаксическая роль

Определение

Обстоятельство

Условия обособления

Если стоит после определяемого слова

Всегда

 

Схема №4

Гласные перед н и нн в страдательных причастиях

и отглагольных прилагательных.

 

Надо знать!

Написание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени…

Написание суффиксов причастий настоящего времени…

…зависит от спряжения глагола, от которого они образованы.

Написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени…

Написание гласной перед суффиксом причастий прошедшего времени –вш-, -нн-, -н-…

Зависит от гласной перед –ть в неопределённой форме глагола

 

 

Примерные задания для самостоятельной работы

 

Задания на моделирование слов:

А) Записать причастия, строение которых соответствует схемам:

                                          (Например, лечащего, расстилающегося) 

 

 

Составить с ними словосочетания, затем предложения, чтобы причастные обороты стояли до и после определяемого слова.

Б) Составить слова с данными значимыми частями:

-ан-, -ан-,  -анн-  (Например, песчаный, услышана, сделанный).

Цель: различение написания н и нн в суффиксах причастий и прилагательных.

 

В) Придумать и записать слова с данными значимыми частями:

-евши-,  -евший,  -ивши,  -ивший, -авши-,  -авший.

Цель: разграничение причастий и деепричастий.

© vilovesa

Создать бесплатный сайт с uCoz