Методическая разработка
урока русского языка и культуры речи на тему:
«Русское литературное произношение»
Тема занятия: Русское литературное произношение.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения полученных знаний по орфоэпии.
Форма проведения урока: Комбинированный урок.
Цели занятия:
- образовательные: закрепить у студентов понятие о литературном произношении, его вариантах, которое включает в себя акцентологические и произносительные нормы; дать представление об особенностях сценического произношения, базирующегося на старомосковской фонологической школе, но претерпевающего изменения в последнее время; обозначить понятия аллитерации и ассонанса как фонетических средств речевой выразительности; поднять проблемы экологии языка с точки зрения орфоэпии.
- развивающие: развивать у студентов навыки монологической и диалогической речи, уметь соотносить орфоэпические языковые явления, сравнивать их и делать соответствующие выводы, выполняя практические упражнения; развивать умение слушать, рецензировать ответы других студентов.
- воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, понимание необходимости соблюдения языковых, в частности орфоэпических норм.
Межпредметные связи: с литературой, музыкой.
Оснащённость занятия: дидактический и демонстрационный материалы, учебник А. И. Власенкова, аудиомагнитофон, мультимедийный проектор, компьютер (последние два желательно).
Литература:
1. Власенков А.И., Потёмкина Т.В. Русский язык: учебник для ссузов. –М.: Дрофа, 2007.
2. Введенская Л.А., Пономарёва А.М.Русский язык. Культура речи. Текст. Функциональные стили. Редактирование. – Ростов-на-Дону: Изд. центр «Март», 2001.
3. Орфоэпические, орфографические, толковые словари, словарь литературоведческих терминов.
4 . Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н.. Русский язык и культура речи. М., Гардарики, 2007.
5. Интернет-ресурсы.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение плана урока.
3. Слово преподавателя об орфоэпии и орфоэпических нормах.
4. Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса с использованием раздаточного и демонстрационного материалов.
5. Сообщение студентов об орфоэпических нормах, об их вариантности, о предпочтительности того или иного варианта нормы, о закреплении в языке норм орфоэпии.
6. Слово преподавателя об акцентологических вариантах (в рамках нормы и за пределами нормы (просторечия, профессиональное произношение)).
7. Выполнение упражнения на произносительные варианты. Словарная работа ( в том числе над экономическими терминами). Комментарии преподавателя к проведению ЕГЭ для поступления в вузы.
8. Слово преподавателя о вариантах произношения согласных и об особенностях сценической речи, базирующейся на старомосковском произношении.
9. Сообщение студентов об особенностях сценической речи.
10. Сообщение студентов об изобразительно-выразительных средствах фонетики. (аллитерация, ассонанс).
11. Слово преподавателя о постановлении Министерства Просвещения от 01. 09. 2010.
12. Выступление студентов.
13. Знакомство с орфоэпическими словарями.
14. Слово о вопросах экологии языка.
15. Стихотворение «О, бедный мой язык!..»
16. Тест на знание орфоэпических норм.
17. Домашнее задание.
18. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока
На доске записан эпиграф урока:
«Границы моего языка определяют границы моего мира»
Людвиг Витгенштейн.
Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты! Прошу садиться.
Преподаватель: Сегодняшний урок будет посвящён немаловажной теме – русскому литературному произношению. Многие считают, что говорить правильно, верно ставя в словах ударения и правильно произнося отдельные звуки и их сочетания, вовсе не обязательно. Главное, чтобы было понятно. Однако это не так. Грамотная речь, произношение в соответствии с литературными орфоэпическими нормами всегда были и остаются признаком образованности и общей культуры человека.
Преподаватель: Сегодня мы с вами закрепим и обобщим изученное на предыдущих занятиях, выполним тренировочные упражнения, попробуем самостоятельно оценить уровень собственного произношения, немного улыбнёмся и придёт к общему выводу, как важны орфоэпические нормы.
Преподаватель: А сейчас давайте ещё раз повторим изученное, обратившись к презентации (Приложение 1).
(1 слайд с начала урока высвечивается при помощи мультимедийного проектора на экран).
Преподаватель: Итак, как называется раздел науки о языке, изучающий правильное произношение? (Орфоэпия). Проверим (высвечивается 2 слайд).
Преподаватель (слайд 3): Для успешного овладения орфоэпической нормой необходимо
- научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;
- постоянно сверяться с орфоэпическими словарями;
- перестать болезненно воспринимать замечания в этой области;
- различать два стиля произношения – строгий и разговорный.
Преподаватель: Давайте вспомним особенности русского ударения.
(Русское ударение разноместное, силовое и подвижное). Правильно (слайд 4), одна важнейшая особенность русского ударения – это его разноместность; ударение может падать как на первый, так и на последний или средний слог в слове. Эта особенность (слайд 5) делает русский язык одним из самым трудных с точки зрения усвоения орфоэпических норм, по сравнению с другими языками.
Преподаватель (слайд 6): Ударение может перемещаться с основы на окончание и наоборот.
Преподаватель (слайд 7):Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль: например, языкОвая колбаса и языковАя подготовка, Отзыв о книге и отзЫв кандидатуры.
Преподаватель (слайд 8): Слова могут иметь основное и побочное ударение: вЕроисповЕдание, ОстросюжЕтный, гОсслУжба и другие.
Преподаватель (слайд 9): В области русского ударения нет никаких правил – есть только тенденции. Иностранные слова произносятся так, как в языке – источнике: мАркетинг, факсИмиле, жалюзИ, фетИш.
Преподаватель (слайд 10): Ударение в кратких прилагательных ставится по следующему принципу: в мужском, среднем роде и во множественном числе оно падает на основу, а в женском роде – на окончание. Например, Он прав – оно прАво – они прАвы – она правА.
Преподаватель: Куда падает ударение в формах глагола в прошедшем времени? (В мужском, среднем роде и во множественном числе – на основу, а в женском роде – на окончание) . Проверим (слайд 11). А в глаголах с ударением на приставке? (В форме женского рода окончание ударное). (слайд 12).
Преподаватель: В глаголах на –ировать ударение может падать как на -Ировать, так и на -ировАть. (слайд 13).
Преподаватель (слайд 14): По произношению некоторых глаголов судят об общей культуре человека. Поэтому с постановкой ударения в этих глаголах нужно быть особенно внимательным: включИть – включИшь – включИт – включАт; звонить – звонИшь – звонИт – звонЯт; повторить – повторИшь – повторИт – повторЯт.
Преподаватель (слайд 15): Какой согласный нужно произносить перед буквой Е в некоторых словах? Обращаемся к словарю: Мягкий согласный: термин, музей, шинель, Одесса, юриспруденция. Твёрдый – бутерброд, бизнес, диспансер.
Преподаватель (слайд 16): Е или Ё? Произносим с Е: афера, опека, бытие; и с Ё: заём, манёвр, свёкла, жёлчь.
Преподаватель (слайд 17): В русском языке есть слова, в которых не следует вставлять лишние буквы и звуки: компромеНтировать (без Н), конкурентНоспособный (без Н), юрисТконсульт (без Т), прецеНдент (без Н).
Преподаватель: Какие сочетания согласных произносятся в соответствии с нормами старомосковского произношения? (сочетания ЧН). (слайд 18).
Преподаватель (слайд 19): Иногда по аналогии можно ставить ударения в некоторых словах так, как и в однокоренных. монолОг-диалОг-каталОг-некролОг.
Преподаватель: А теперь давайте выполним несколько заданий, чтобы проверить домашнюю подготовку по теме к уроку. Прочитаем диалог и новости экономики и политики в данных вам материалах, соблюдая орфоэпические нормы.
(Чтение диалога и блока экономических и политических новостей желающими или вызываемыми преподавателем. Приложение 2).
Преподаватель: Орфоэпические нормы могут иметь варианты, и сейчас мы послушаем сообщение, подготовленное заранее.
(Выступление с сообщением об орфоэпических нормах и их вариантах).
Преподаватель: Мы убедились, что существуют варианты нормы, имеющие право на существование в литературном языке. Но есть и акцентологические варианты, стоящие за пределами нормы. Обратимся к заданию №3 (Приложение 3). В каком столбике записаны слова с вариантами в пределах нормы, а в каком – за её пределами? (В левом столбике – слова с вариантами нормы, а в правом – варианты профессионального или просторечного произношения, которые находятся за пределами нормы).
Преподаватель: Выполним упражнение на произносительные варианты на странице 118 учебника Потёмкиной и Соловьёвой. (Одновременно с выполнением упражнения один студент работает над узнаванием лексического значения слов маркетинг, уставный, валовой, конъюнктура, конъектура, а также над постановкой ударения в этих словах)
Преподаватель: Вы знаете, что для поступления в ВУЗы необходимо сдавать ЕГЭ. Давайте попробуем вместе выполнить демонстрационный вариант по орфоэпии, чтобы оценить свои возможности.
(выполняется демонстрационный вариант фрагмента ЕГЭ,
Приложение 4).
Преподаватель: А теперь мы послушаем сообщение о старомосковском произношении, которое до недавнего времени считалось образцовым, но в современном произношении оно сохранило лишь остатки.
(Звучит сообщение о старомосковском произношении).
Преподаватель: Старомосковское произношение ещё остаётся ведущим в некоторых классических театрах. Послушаем сообщение о сценическом произношении и об особенностях сценической речи.
(Звучит сообщение об особенностях сценической речи).
Преподаватель: Нашу речь делают выразительной разнообразные средства, в том числе и языковые фонетические средства, например, аллитерация и ассонанс.
(Звучит сообщение об ассонансе и аллитерации).
Преподаватель: Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2009 года «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации» включён и Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 943 с. Он предлагает закрепить нормы ударения договОр и дОговор, по срЕдам и средАм как равнозначные, в словах «йогурт» и «творог» ударение ставить на любой слог.
Интерес к документу оказался настолько велик, что авторам проекта пришлось пояснить: перечень нормативных словарей не означает «изменение языковой нормы» и носит «рекомендательный характер».
Послушайте пародию на этот Приказ, авторы которой обозначили позицию высокообразованных людей, пришедших в замешательство после подписания Приказа Министром образования Андреем Фурсенко.
(Звучит пародия в исполнении студентов. Приложение 5).
Преподаватель: Авторитетными словарями, которые являются хорошими советчиками для выбора произношения или постановки ударения, по-прежнему являются словари Аванесова, Львова, Штудинера; некоторые толковые словари также дают интересующую нас информацию, например, словарь С.И. Ожегова.
Преподаватель: Мы, носители языка должны бережно относиться к нашему национальному богатству – русскому языку. Соблюдать языковые нормы, в том числе и орфоэпические, мы как люди образованные, успешные, просто обязаны. Послушайте стихотворение Евгения Весника.
Студент:
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».
Ну, ладно б жулик, или вор,
Иль алкаши и наркоманы,
Но педагог, но прокурор,
Но дикторы с телеэкрана!..
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку лупят:
«ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочУйствовать, оглУпят».
Ну, ладно б только бюрократ –
Кувшинное тупое рыло.
Но журналист, но депутат
Язык недавно исказили.
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не нАчать, а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Преподаватель: А сейчас мы выполним тест на знание орфоэпических норм с последующей самопроверкой.
(Раздаются варианты заданий (Приложение 6), а затем – ключи (Приложение 7), по которым студенты исправляют свои ошибки, подсчитывают их и выставляют оценки: 0 ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 5 ошибок – «3», 6 и более – «2»).
(Самостоятельная работа студентов с самопроверкой).
Преподаватель: Для выполнения домашнего задания вы получаете список слов, в которых вам необходимо выяснить место постановки ударения (Приложение 8). Часть слов будет включена в практическую работу, которая будет проходить на следующем уроке.
Преподаватель: Мы с вами хорошо поработали, выяснив, что хорошее знание орфоэпических норм помогает человеку быть успешным во всех сферах жизни. Так давайте же не нарушать правила орфоэпии.
(Выставление оценок за урок).
Приложение 1 (презентация) на диске
Приложение 2
1. – Добрый день, Ольга Ильинична! Вы в библиотеку?
- Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?
- Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдём на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.
- Давайте зайдём; правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак – яичницу и съем йогурт.
- Смотрите, буфет ещё работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!
- Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.
- Возьмите другой, он вкуснее и красивее.
- Пожалуй, Вы правы.
2. Новости экономики и политики.
- Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.
- В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.
- Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.
- В Москву из США прибыли эксперты ФБР.
- Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.
- Выборы явились тестом на политическую зрелость.
- После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора.
- Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсудили актуальные политические проблемы.
- Известный международный фонд решил премировать выдающихся политиков современности.
Приложение 3
3. кОлледж – коллЕдж алкогОль - Алкоголь
пиццЕрия – пиццерИя флЕйтовый - флейтОвый
комбАйнер – комбайнЁр Искра - искрА
бАржа – баржА клАдбище - кладбИще
твОрог – творОг свЁкла – свеклА
Приложение 4
4. А1.В каком слове ударение падает на первый слог?
1.звонят
2.поняла
3.партер
4.торты
А2.В каком слове ударение падает на первый слог?
1.банты
2.шофер
3.закупорить
4.документ
А3.В каком слове ударение падает на второй слог?
1.каталог
2.документ
3.красивее
4.маринист
А4.В каком слове неверно указано ударение?
1.пОртфель
2.срЕдства
3.нанялА
4.повторИте
А5.В каком слове неверно указано ударение?
1.шофЁр
2.отнялА
3.звОнит
4.пОняли
А6.В каком слове неверно указано ударение?
1.мИзерный
2.квартАл
3.кашпО
4.партЕр
А7.Укажите ошибку в произношении слова.
1.кашне [нэ]
2.модель [дэ]
3.теннис [тэ]
4.музей [зэ]
А8.Укажите ошибку в произношении слова.
1.термин [тэ]
2.арест [рэ]
3.шоссе [сэ]
4.кафе [фэ]
А9.Укажите ошибку в произношении слова.
1.кашне [нэ]
2.термин [тэ]
3.портмоне [нэ]
4.ателье [тэ]
А10.Укажите ошибку в произношении слова.
1.компьютер [тэ]
2.модель [дэ]
3.либретто [рэ]
4.доцент [цэ]
Приложение 5
Чему учат в школе
(пародия)
1. Где и как живёт йогУрт? С чем его едят и пьют?
Сколько в Алкоголе прОцент алкоголя?
В среднем роде кофе пить и брачащимися быть
Учат в школе ./ 3 раза
2. Мама ездит по средАм по магАзинам для дам.
Маму возит папин шОфер дядя Коля.
Маму тоже прокачу, лишь докУмент получу
В автошколе. / 3 раза.
3. Даже если на пляжу в августОвский день лежу
Помню правило важнейшее такое:
Быть неряхой не можи, в пОртфель дОговор ложи.
Учат в школе / 3 раза.
4. Если вдруг не будем знать, как нам слово ударять,
Нужно нАчать подбирать к нему синоним.
Чтоб не париться самим, в Министерство позвоним,
А не хочем позвонить, тогда позвОним.
5. Вот такие вот дела… В языке произошла
Фантастически большая переменка.
Как слова произносить, нужно ФУрсенко спросить.
Можно ФУрсенко, а можно и ФурсЕнко. / 3 раза.
Приложение 6
1 вариант
А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот; Без твоей опеки он и шагу ступить не может; Пусть премированных сотрудников будет как можно больше; Голос из-за двери; Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок; Баллотироваться в депутаты? Почему и нет?
2 вариант
Я балую свою дочь, ты балуешь своего сына; Выбор шарфов в магазине огромный; У вас тут броня должна быть на билеты; Мы сами вам позвоним; Из этих договоров следует, что...; Предлагаем оптовые партии товара; Хочу поработать с каталогом; Когда же наконец включат свет?
3 вариант
Сфотографироваться анфас; Дети все время балуются; У тебя нет случайно белого банта? У меня целая куча этих бантов; В бутиках продается всё дорогое; Договор с вами заключат в начале следующей недели и позвонят вам; Розничные цены зависят от оптовых; Всю броню уже продали; Пусть будет по-вашему, вы правы.
4 вариант
Какие красивые жалюзи; Обратись в фирму по остеклению балконов; Ты уже откупориваешь банку огурцов? Правильно, откупоривай; Будете суп со свеклой? Не будете? Жаль. Свекла – вещь полезная. А со щавелем? Щавель тоже очень полезен; В магазине нет тефлоновых сковород; Где у вас мусоропровод? В каком квартале нужный нам дом? Представляешь, поскользнулся возле самого дома!
5 вариант
Съешь-ка еще кусочек торта; Куда ни посмотришь – всюду торты; Ты добрался до аэропорта? Не знаешь, где взять банты на праздник для дочери? Что ты, сейчас никто не ходит в бантах; Купи бронированный автомобиль; Когда же ты наконец включишься в работу? Вы созвонитесь и дадите нам ответ; Создан прецедент; Купить недвижимость за полцены.
6 вариант
Они балуют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалованными; Она покупает шарфы каждый сезон; Нельзя ли забронировать на завтра билеты? У каждой двери секьюрити; Владелец бутиков; Ваше ходатайство отклонено; Отчет за первый квартал; Вот почему нам никто не звонит, сейчас же выйди из Сети.
7 вариант
Договоры не подписаны до сих пор; Он получает дивиденды; Уставный капитал; Здесь необходимо экспертное заключение; Созвонимся на будущей неделе; Представьте отчет за истекший месяц; Заводу требуются токари и слесари; Сотрудника решили премировать – и премировали.
8 вариант
Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем; Рана все еще кровоточит; Мечтал о призе целый год; Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу; Сколько ты брала взаймы у Дарьи Фоминичны? О торте гости даже и не вспомнили; Эта вещь уже продана.
9 вариант
Снег валит с самого утра; Закрой жалюзи поплотнее; Когда освободится, он сам позвонит; Позвонят ли они – это еще вопрос; Сослаться на прецедент; Вы претендуете на должность заведующего отделом? Лекция вот-вот должна начаться, простите, она уже началась; На машинах бывает броня, а на билеты – броня.
10 вариант
Какого вы вероисповедания? Смотреть крестный ход; Иконопись Третьяковской галереи; Религиозная община; Мой духовник; Догмат веры; Знамение времени; Христианин по убеждению; «Еретик» и «послушник» – церковные слова; Да это настоящий апокалипсис!
Приложение 7
1 вариант
А что это мне никто не звонИт? У вас нет недвИжимости? Ну и радуйтесь, меньше хлопот; Без твоей опЕки (не опёки) он и шагу ступить не может; Пусть премирОванных сотрудников будет как можно больше; голос из-за двЕри; хотите купить товар Оптом – поезжайте на оптОвый рынок; БаллотИроваться в депутаты? Почему и нет?
2 вариант
Я балУю свою дочь, ты балУешь своего сына, мы балУем своих детей; выбор шАрфов в магазине огромный; У вас тут брОня должна быть на билеты; Мы сами вам позвонИм; Из этих договОров следует...; Предлагаем оптОвые партии товара; Хочу поработать с каталОгом; когда же наконец включАт свет?
3 вариант
Сфотографироваться анфас (не в анфас); Дети все время балУются; У тебя нет случайно белого бАнта? У меня целая куча этих бАнтов; В бутИках продается всё дорогое; ДоговОр с вами заключАт в начале следующей недели; Розничные цены зависят от оптОвых; Всю брОню уже продали; Пусть будет по-вашему, вы прАвы.
4 вариант
Какие красивые жалюзИ; Обратись в фирму по остеклЕнию (не остекленению) балконов; Ты уже откУпориваешь банку огурцов? Правильно, откУпоривай; Будете суп со свЁклой? Не будете? Жаль. СвЁкла – вещь полезная. А со щавелЁм? ЩавЕль тоже очень полезен; В магазине нет тефлоновых сковорОд; Где у вас мусоропровОд? В каком квартАле нужный нам дом? Представляешь, поскользнулся (не подскользнулся) возле самого дома!
5 вариант
Съешь-ка еще кусочек тОрта; Куда ни посмотришь – всюду тОрты, тОрты, тОрты; Ты добрался до аэропОрта? Не знаешь, где взять бАнты на праздник для дочери? Что ты, сейчас никто не ходит в бАнтах; Купи бронирОванный автомобиль; Когда же ты наконец включИшься в работу? Вы созвонИтесь и дадите нам ответ; создан преЦЕдент (не прецендент); купить недвИжимость за полцены.
6 вариант
Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются избалОванными; она покупает шАрфы каждый сезон; Нельзя ли забронИровать билет? У каждой двЕри секьюрити; Владелец бутИков; Ваше
ходАтайство отклонено; Обратись в совет директорОв; Отчет за первый квартАл; Вот почему нам никто не звонИт, сейчас же выйди из СЕти.
7 вариант
ДоговОры не подписаны до сих пор; Он получает дивиденДы (не дивиденты); УстАвный капитал; Здесь необходимо экспЕртное заключение; СозвонИмся на будущей неделе; Представьте (не предоставьте) отчет за истЕкший (не истёкший) месяц; Заводу требуются тОкари и слЕсари (не токаря и слесаря); ДиректорАм надо подчиняться, но пугать диреторАми нас не надо; Сотрудника решили премировАть – и премировАли.
8 вариант
Автомобили мы бронирУем, а билеты бронИруем; Можешь проверить по словарю Ожегова (не ОжЕгова); О договОре с этим фондом и речи нет; рана все еще кровоточИт; Мечтал о прИзе целый год; Как ты можешь работать за такую мизЕрную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчИть? Ищи новую работу; Сколько ты бралА взаймы у Дарьи Фоминичны? (ФоминиШНы); О тОрте гости даже и не вспомнили; Эта вещь уже проданА.
9 вариант
Снег валИт с самого утра; Закрой жалюзИ поплотнее; Когда освободится, он сам тебе позвонИт; ПозвонЯт ли они – это еще вопрос; Сослаться на преЦЕдент (не прецендент); Вы претендуете на должность заведующего отделОМ? (Не отдела); Лекция вот-вот должна начАться, простите, она уже началАсь; На машинах бывает бронЯ, а на билеты – брОня.
10 вариант
Какого вы вероисповЕдания? Смотреть крЕстный (не крёстный) ход; Иконопись Третьяковской галереи; Религиозная общИна; Мой духовнИк; дОгмат веры; АлексИй Второй – Патриарх Московский и всея Руси; ЗнАмение времени; ХристианИн по убеждению; «ЕретИк» и «пОслушник» – церковные слова; Да это настоящий апокАлипсис!
Приложение 8
Проставьте ударение в словах
Апостроф, асимметрия, эксперт, арахис, баржа, бармен, бисеринка, благовест, боязнь, бюрократия, валовой, вальдшнеп, ветеринария, гастрономия, диалог, диоптрия, дремота, договор, досуг, знамение, каучук, кладовая, коклюш, маркетинг, статуя, текстовой, гофрированный, плато, ломоть, бунгало, генезис, обеспечение, ходатайство, намерение, баловать, набело, петелька, крестьянин, мещанин, каталог, некролог, худоба, фарфор, феномен, алфавит, аристократия, диалог, завидно, закупорить, звонит, квартал, километр, комбайнер, магазин, премировать, пуловер, ржаветь, средства, статуя, столяр, характерный (поступок), черпать, щавель, аналог, аргумент, астроном, вогнутый, гренки, диспансер, звонишь, издавна, кинематография, маркировать, облегчить, откупорить, планер, характерный (человек).