Сайт преподавателя русского языка и литературы  Виловой Елены Сергеевны 

     

Ну, что ж? Разрешите представиться: Вилова Елена Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Орехово-Зуевского промышленно-экономического колледжа имени Саввы Морозова. Мне 40 лет, половину из которых я работаю учителем и преподавателем русского языка и литературы.

             Но мне кажется, что, с одной стороны, я только недавно пришла работать в школу, с другой стороны, есть ощущение, что учителем я была, сколько себя помню. С детства я всегда что-то придумывала, импровизировала перед своими домашними, читая стихи или исполняя песни. Во дворе с подругами организовывала какие-то игры, соревнования, при этом всегда была чем-то занята, посещала музыкальную школу, кружок художественного слова и театральный коллектив. В школе была секретарём комсомольской организации, училась на «отлично». Такая бурная, насыщенная жизнь всегда мне нравилась, а точнее, это был (и есть) мой стиль жизни.

            В школе, конечно, были любимые предметы: география, уносящая в мир путешествий, физкультура, где можно было показать свою ловкость и приобщённость ещё с детства ко многим видам спорта, музыка с её огромными возможностями воздействия на человека… Но больше всего мне нравились уроки литературы, где я постоянно находилась под мощным воздействием таланта, энергии, мастерства моего любимого учителя – Пуговкиной Галины Геннадьевны. Она же преподавала и русский язык, по которому у меня тоже всегда были пятёрки, но «сухие», слишком научные, как мне казалось, уроки русского ни в какое сравнение не ставились именно с литературой, где я с замиранием сердца, боясь пропустить слово, не уловить эмоцию, сидела и мечтала о том, чтобы урок подольше не кончался. До сих пор в памяти остались эпизоды уроков по биографиям Пушкина и Лермонтова: гордый, отчасти дерзкий, но безумно привлекательный своей смелостью Пушкин перед лицом императора, заявляющий о готовности разделить участь декабристов; тонкий, чувствительный, одинокий Лермонтов, оскорблённый Мартыновым… Слушая учителя, я ощущала себя перенесённой в глубь веков, стоящим в сторонке  наблюдателем происходящего. Так она умела рассказывать. Никогда не забыть дискуссии о добре и зле на уроках, посвящённых роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». А после знакомства с романом «Война и мир» Толстого  хотелось быть второй Наташей Ростовой, вторгнуться на страницы романа и не допустить ссоры с князем Андреем, в которого я была влюблена… Впрочем, не меньше, чем в Печорина, который был так не похож на всех… А как она читала Маяковского! Поэма «Во весь голос» в её исполнении – обжигающе-ледяной душ. Вкус к поэзии Маяковского был выработан именно благодаря Галине Геннадьевне.

            Заслуга моей учительницы (вот именно так, по-простому хочется о ней говорить: не официально «учитель», а по-домашнему, ласково «учительница») заключалась в том, что она именно на чувственно-эмоциональном уровне сумела привить любовь к литературе, к книгам. А верно только то, что понято и прочувствовано сердцем.

            Наверное, уже понятно, что Галина Геннадьевна стала «виновницей» того, что я стала видеть себя ещё в школьные годы учителем: так хотелось походить на неё. Так личность учителя повлияла на выбор профессии мною. Также мне нравилась её артистичность. Не скрою, я тоже, как и множество девчонок, хотела быть ещё и актрисой. Но так распорядилась судьба: реализовывать свои артистические способности мне выпало на учительском поприще.

            В конце 80-ых годов, когда я оканчивала школу, было уже другое время. Перестройка, демократизация, гласность, новый подход ко многим вещам, свободы…  Многие люди поколения моих родителей ругают перестройку, мол, как же хорошо было раньше.  Не разделяю восторга по ностальгии о годах так называемого застоя. Не буду касаться политических, экономических вопросов, хотя высказаться в защиту изменений в этих сферах тоже могу. Хочу вспомнить эффект, который произвели  исторические труды Роя Медведева, романы М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. Пастернака «Доктор Живаго», поэма А. Твардовского «По праву памяти», стихи М. Цветаевой и многое другое – то, чего предыдущие поколения не только не изучали в школе, но и не имели возможности купить, взять в библиотеке и т.п.  Мне же посчастливилось ещё и потому, что в нашей школе был открыт гуманитарный класс, куда я, не раздумывая, пошла.

            Новые веяния коснулись многих сфер жизни: хотелось не просто связать свою жизнь с педагогикой, но, самое главное, хотелось быть ещё и новым педагогом. В. Белинский писал, что «ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Конечно, превзойти своих учителей хочется уже на другом жизненном этапе, когда ты достигнешь определенных результатов. Тогда, перед поступлением в педагогический институт, конечно, хотелось подражать, но обязательно с привнесением чего-то нового, своего в свой собственный будущий облик. Я воображала себя новым учителем нового времени, у которого, по Чехову, «и лицо, и одежда, и душа, и мысли»  будут вызывать восхищение учеников. Учитель-друг, учитель-собеседник, учитель-помощник, даже учитель-духовник – таким мне представлялся совершенный учитель. Этот образ учителя и сейчас является для меня тем ориентиром, к которому я стараюсь приближаться все годы работы с детьми и подростками.

            В 1990 году я стала студенткой филологического факультета Орехово-Зуевского педагогического института. Начались студенческие годы, бурные, интересные, с бессонными ночами перед экзаменами, с постоянными недосыпами из-за необходимости много читать (как в силу привычки, так и потому, что ты будущий словесник). Вечером очень часто я уезжала в Москву, где посещала театральные постановки, несмотря на то, что на следующий день были занятия. Так прошло 2 года обучения на очном отделении филфака.

            Я никогда не боялась начинать что-то новое, даже если это новое было мне малоизвестным. И когда директор моей школы (Дулёвской средней школы № 1; ныне Ликино-Дулёвский Лицей) в 1992 году предложил мне перевестить на заочное отделение института и работать в школе учителем русского языка и литературы, я после недолгих колебаний согласилась. Собственно так началась моя трудовая биография сразу в качестве учителя.

Поначалу было трудно совмещать учёбу и работу, ведь познавать приходилось сразу и теорию, и практику. Но снова на помощь пришли те, кто, во-первых, вдохновил меня и повлиял на выбор профессии - мои школьные учителя, и, во-вторых, мои институтские преподаватели, которые помогали так, что учёба давалась так же легко, как когда-то на очном отделении. Спустя годы, начинаешь понимать: то, что когда-то было отдано мне людьми, с которыми мне посчастливилось пересечься в жизни, необходимо возвращать. Свою профессию я понимаю как одну из благороднейших, наиважнейших, нужных человечеству, а учитель – это носитель высокой нравственности, пример для своих учеников и, конечно же, друг и помощник. Поэтому для меня помощь ученику со стороны учителя является, наверное, главной составляющей его деятельности. Помощь на всех уровнях: в учебной работе, в жизненной ситуации, помощь психологическая и просто человеческая. Конечно, идя в ногу со временем, учитель должен добиваться стабильно высоких результатов в учебной деятельности, готовить таких специалистов, которые в будущем могли бы создавать блага для своей страны. Безусловно, хорошее владение современными педагогическими технологиями является важным условием успешной деятельности учителя. Поэтому учитель и сам всю свою жизнь должен учиться, узнавать новое в методике преподавания своего предмета, перенимать опыт передовых учителей, читать методическую литературу, заниматься научно-исследовательской работой.

            Все мы с детства знаем, что в жизни важно состояться прежде всего человеком вне связи с выбранной профессией. За годы работы с детьми было много ситуаций, когда приходилось принимать разные решения: от кардинальных до лояльных. Неизменным правилом для меня всегда было то, что, в первую очередь, нужно решать проблемы воспитательного характера. Действительно, ошибки учителей обходятся слишком дорого людям. Поэтому особый акцент, на мой взгляд, необходимо делать на создание таких условий работы с ребёнком, в которых ему было бы, прежде всего, комфортно, он мог в полной мере проявлять себя, показывать свои возможности, не боясь ошибиться, потому что рядом с ним педагог – человек, который вовремя подскажет, посоветует, приведёт примеры из жизни, поможет реализовать планы на будущее. Для этого важно строить диалог с учеником, быть ему товарищем, добрым помощником и советчиком. Таким образом, личностно ориентированная педагогика должна, по-моему, стать основой новой образовательной системы, так как только свободная личность, поставленная в условия креативного подхода к процессу обучения может впоследствии состояться во всех сферах жизни.

              После восьми лет работы в общеобразовательной школе я  пришла на работу в ссуз – в Орехово-Зуевский Бизнес-колледж, которому в 2004 году было присвоено имя промышленника и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. И снова нужно было всё начинать заново: учиться работать со старшими подростками, зарабатывать авторитет прежде всего делами. Сердцем оставаясь со школой, я попала в чудесный творческий  коллектив. Постепенно работа с учащимися 16 – 19 лет мне стала нравиться всё более: хотелось такого общения, когда ты влияешь на ребёнка не только на чувственном уровне, но и путём убеждений, дискуссий, разбора ситуаций из взрослой жизни. Кроме русского языка и литературы, я вела ещё и культурологию – предмет, который предполагает знание огромного объёма информации. Мне было по-настоящему интересно.

            В сентябре 2004 года я была назначена на должность заместителя директора по воспитательной работе. Вот когда пригодились мои организаторские способности. Сколько было сделано за 4 года! Внутриколледжные незабываемые мероприятия, городские, областные  турниры, фестивали, конкурсы, в которых  мы занимали высокие призовые места, поездки в театры, музеи-усадьбы, на Центральное телевидение, в  Санкт-Петербург… До сих пор это время я считаю самым интересным этапом своей биографии.

            В 2010 году по распоряжению Министерства образования Московской области наш колледж был объединён с Орехово-Зуевским текстильным техникумом с образованием промышленно-экономического колледжа имени Саввы Морозова.  И опять всё сначала! В новом коллективе за 4 года работы много сделано: созданы учебно-методические комплексы по дисциплинам «Русский язык» и «Литература», под моим руководством  проведены мероприятия, посвящённые юбилеям  А.П. Чехова, С.А. Есенина, Ф.М. Достоевского, С.Т. Морозова, М.И. Цветаевой, открытые уроки «Русское литературное произношение», «Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»: от идейного замысла до религиозно-философской позиции автора», внеаудиторное мероприятия «Самый умный», олимпиада по литературе; студентами были проведены интересные исследования на лингвистические темы; в областном конкурсе литературно-музыкальных композиций наш коллектив «Надежда», которым я руковожу, стал Дипломантом; как преподаватель литературы я подготовила студентку 15 группы Данченко Анастасию, которая стала Дипломантом зонального конкурса чтецов в рамках областного; мною как классным руководителем выпущена группа 41 (специальность «Банковское дело») и взята в 2012 - 2013 учебном году 15 группа («Экономика и бухгалтерский учёт»).

 Мне интересно ходить  на работу, встречать своих учеников, таких разных, порой  непредсказуемых, но ждущих от меня мудрого подхода к решению сложных задач. Как хочется оправдывать их доверие вновь и вновь! Как по-человечески приятно слышать слова благодарности за то, что ты когда-то делал: проживал со своими воспитанниками их детство, юность.

Как бы злые языки ни нападали на представителей моей профессии, я всё-таки считаю, что она замечательная, потому сочетает множество других. А ещё она не даёт стареть и позволяет дарить своё сердце другим. А этого, к сожалению, нам так часто не хватает в жизни.

           

 

 

 

© vilovesa

Создать бесплатный сайт с uCoz