Сайт преподавателя русского языка и литературы  Виловой Елены Сергеевны 

 

Методическая разработка

мероприятия

«Он жил сам и жить давал другим»,

посвящённого

150-летию со дня рождения

промышленника-мецената

Саввы Тимофеевича Морозова

  

 

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

 

Цели:

 

- образовательные:  Познакомить студентов с биографией Саввы Морозова, рассказать о нём как о прогрессивном промышленнике и тонком ценителе прекрасного, его меценатской деятельности.

 

- развивающие:  Развивать умение слушать, анализировать, на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать информацию.

 

- воспитательные:  Воспитывать патриотизм  у студентов на примере жизни человека, чьё имя связано с г.Орехово-Зуево, чьё имя носит колледж.

Межпредметные связи: С музыкальным искусством,  искусством танца, культурой речи, изобразительным искусством, историей, искусством кинематографии.

 

Оснащённость: портрет С.Т. Морозова, на заднике сцены тема мероприятия – «Он жил сам и жить давал другим»;  презентация, сопровождающая текст, читаемый участниками, включающая  фотографии, рисунки, сжатые тексты; отрывки из художественного и документального фильмов о Савве Морозове, музыкальное оформление (фрагменты произведений Л.В. Бетховена, Ф. Шопена).

 

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой 150-летию со дня рождения С. Т. Морозова

 

Звучит отрывок из поэмы А. Кошелева «Савва»

как начало (на фоне музыки)

 

Чтец: В правой – кисточка, в левой – линейка,

Весь заляпан холщовый халат.

Цвет ложится блестящею змейкой,

Пахнет краской театр МХАТ.

 

Сам маляр с монгольской бородкой

И седеющей головой,

Умудрялся скороговоркой

Разговаривать сам с собой.

 

Любовался, прищурив глазки,

Отбежав, стоял в стороне…

Серебристое пламя краски

Распожарилось по стене.

 

И ревнитель житейской прозы,

Хмуро глядя, понять не мог:

Для чего фабрикант Морозов

Лезет с кистью на потолок?

 

…Кисть упала, густеют краски,

Савва словно в бреду, во сне…

Репетиция. Станиславский

Ставит горьковское «На дне».

 

Сцена ширилась, наползала…

И от боли сжимало грудь.

И в холодной пустыне зала

Постигалась простая суть.

 

Правда жизни вставала грозно

Спелой тучей с крутым дождём:

Кто ты, в сущности, есть, Морозов?

Для чего ты на свет рождён?

 

 

1 ведущий: Род Морозовых, «полный творческой силы…оставил глубокий след в экономическом и культурном развитии России, занимая одно из первых мест в создании русской промышленности и в постройке железных дорог, подготовляя переход от земледельческого строя к современному индустриальному государству На всём общественном выдвижении Морозовых, от крепостной зависимости до руководящего положения в купеческой Москве, лежит печать старообрядчества, из поколения в поколение накопившейся статической энергии упорства, вылившейся затем в динамическую энергию творчества».

 

2 ведущий: Родоначальником знаменитой Морозовской династии был Василий Фёдорович Морозов, который, по дошедшим до нас документам, родился в 1754 году крепостным помещика Рюмина. Был он рыбаком, старообрядцем. О его сыне, Савве Васильевиче Морозове, известно больше. Будучи крепостным, рыбачил, пас коров, был извозчиком. Затем стал ткачом в шёлковом заведении Кононова, крепостного того же Рюмина. В 1797 году Савва Васильевич Морозов женится на крепостной, дочери красильного мастера. В день свадьбы Рюмин преподнёс Морозову 5 рублей золотом за усердие в работе, почтительность и послушание.

 

3 ведущий: Считается, что этот подарок и стал поводом к открытию Саввой Васильевичем Морозовым «своего дела». В этом же, 1797 году он создаёт свою шёлкоткацкую мастерскую, пригласив несколько наёмных ткачей.

   Выпускаемые Саввой Васильевичем ажурные ткани красиво и качественно окрашивались его женой. Закинув котомку, полную уже собственных изделий, за спину, Морозов шагал 100 вёрст до Москвы, где и сбывал свой товар. Чистотой работы, прочностью красок заслужил он славу искусного мастера, и, уже зная дни, по которым Савва Васильевич проходил в Москву, навстречу ему выходили скупщики, чтобы перехватить добротный товар.

 

( Звучит песня «Коробейники», сопровождаемая танцем)

 

1 ведущий: Итогом упорного, добросовестного, многочасового труда семьи Саввы Васильевича становится выкуп из крепостной зависимости, приобретении участка земли на правом берегу Клязьмы, где впоследствии появились товароотделочная с ручным ткачеством и красильная. В честь пуска новой фабрики, в день Николая Чудотворца, мануфактура Саввы Морозова стала называться «Никольской».

   Но настоящий «коммерческий гений Морозова проявился в том, что…этот бывший крепостной понял, что или его дело воспримет все новейшие достижения иностранной техники, или перестанет существовать». И он обращается за помощью к представителю английской фирмы «Де Джерси» немцу Кнопу, который оснастил Никольскую мануфактуру новейшим оборудованием. Из-за нехватки транспортных коммуникаций Савва Васильевич ведёт переписку с целью направить Московско-Нижегородскую линию железной дороги мимо Орехово-Зуева.

 

2 ведущий: Но этот вопрос был решён уже после смерти Саввы Васильевича его сыном Тимофеем Саввичем Морозовым. Свои профессиональные навыки Тимофей приобрёл под началом отца. Его трудовая деятельность началась, когда ему было 12 лет, а юношей он уже стал одним из главных руководителей семейного дела Саввы Морозова. Тимофей Саввич «соединял в себе искреннюю религиозность и приверженность к «старинке» с коммерческим гением уже совсем европейского типа».

 

3 ведущий: Тимофей Саввич был человеком поистине необыкновенного ума и энергии, доброты и мягкости, но в «больших» делах всегда поступал по-своему. Воспитанием и образованием  4-ёх дочерей и двоих сыновей, Саввы и Сергея, занималась Мария Фёдоровна, жена Тимофея Саввича. Савва Тимофеевич Морозов с детства изучал английский, французский и немецкий языки. К детям был приглашён в качестве домашнего учителя историк Василий Осипович Ключевский. В доме в Трёхсвятительском переулке, где жила семья Морозовых, была прекрасная библиотека. Савва любил читать Достоевского, Некрасова и Пушкина. Вместе с сестрой Юлией и братом Сергеем читали запоем и вслух обсуждали прочитанное. Матери, Марии Фёдоровне, принадлежит заслуга приобщения юных Морозовых к искусству: она часто водила детей в Большой и Малый театры, ездила с ними на симфонические концерты.

(звучит отрывок из популярного классического произведения)

 

1 ведущий: Во время путешествия по Западной Европе Мария Фёдоровна уговорила Тимофея Саввича поехать в Дрезден, чтобы все могли познакомиться с известной галереей. И вот Савва, Сергей, а также Таня и Маша Крестовниковы, семья которых путешествовала с Морозовыми, сопровождаемые Марией Фёдоровной Морозовой, в Дрезденской галерее.

 

2 ведущий: «В первый раз мы добровольно разошлись поодиночке по залам, чтобы почувствовать это чудо…Савва первым увидел Сикстинскую Мадонну Рафаэля и замер перед ней, не в силах оторваться. «Идите, идите, ради Бога, ведь это просто…» - взволнованный, прибежал он к нам. Молча мы сели  в полуосвещённом зале и просидели так минут тридцать, пока не пришла Мария Фёдоровна и не стала нас торопить. При выходе оказалось, что Савва пропал. Нашли его снова у Мадонны, от которой, по его словам, ему было страшно трудно оторваться».

( музыкальная заставка)

 

3 ведущий: Благотворительность всегда была семейной традицией Морозовых. Способность жертвовать своим ради общего блага унаследовали и дети Тимофея Саввича и Марии Фёдоровны. В 1870-х годах Морозов начал строительство гинекологической клиники на Девичьем Поле в Москве после того, как его старшая дочь Анна Тимофеевна еле выжила после родовой горячки. Он же был одним из первых крупных жертвователей Алексеевской московской больницы, прислав 100 000 рублей на её строительство. Понимая необходимость профессионального образования и просвещения, Тимофей Саввич учредил стипендию при Императорском Техническом училище (ныне Бауманское) для командировок (на предприятия Англии и Германии) окончивших курс молодых инженеров и техников, им же была учреждена стипендия и для нуждающихся студентов Московского университета. Будучи членом Общества любителей древней письменности, Тимофей Саввич Морозов на свои средства издал памятник древнерусской литературы «Изборник Великого князя Святослава Ярославича 1073 года.

 

1ведущий: По масштабам благотворительности Мария Фёдоровна во многом превзошла своего мужа. Мария Фёдоровна была попечительницей школы рукоделия, созданной еще её родителями, где обучали портновскому делу детей-сирот. Школа просуществовала до 1917 года. В 1905 году Мария Фёдоровна выделяет средства на строительство двух корпусов Старо-Екатерининской больницы в память о сыне Савве. Это –родильный дом имени Саввы Тимофеевича и корпус для нервнобольных. В 1908 году Морозова строит ночлежные дома  возле Брестского вокзала и в Гончарном переулке. В Новопесочном переулке сооружается дом дешёвых квартир имени Саввы Тимофеевича Морозова. Марией Фёдоровной было построено студенческое общежитие и лаборатория Императорского Технического училища. Не обошла она вниманием и старообрядческую общину Рогожского кладбища. Здесь на её пожертвования появились приют для душевнобольных и трёхэтажный дом для проживания певцов старообрядческого хора. Но самым значительным её деянием стало возведение великолепной колокольни на Рогожском кладбище, на которую она потратила 10 000 рублей.

 

2 ведущий: Способность жертвовать своим ради общего блага унаследовал от родителей и Савва Тимофеевич Морозов. Но об этом чуть позже…После смерти отца Савва Тимофеевич с 27 лет  в семейном деле исполнял обязанности технического директора, осуществлял управление производственным процессом в ткацком, отделочном и красильном отделениях фабрик в Никольском. Он занимался вопросами технического оснащения, контролем над качеством продукции, а также заведовал конторами фабрик, механическими мастерскими и химическим производством. Он выполнял обязанности, как бы сейчас сказали, директора по социальным вопросам. В его подчинении находились санитарный совет и квартирный отдел. Мать, Мария Фёдоровна, оказала Савве самую высокую степень доверия, справедливо рассчитывая на его знания, приобретённые в стенах Кембриджского и Московского университетов. Таким образом, на долю Саввы Тимофеевича выпал чуть ли не самый ответственный и сложный участок в работе. Однако Савве 

Тимофеевичу, самому молодому директору, доставало и сил, и энергии.

На фабрике простые рабочие Морозова любили, ласково называя Саввушкой.

 

(отрывок из художественного фильма «Савва Морозов», 1 серия, эпизод об уменьшении рабочего дня на заседании Правления)

 

3 ведущий: Размах деятельности Саввы Тимофеевича впечатляет: с 1890-года по 1902-й на расширение и развитие предприятия была перечислена гигантская сумма –свыше 7,5 миллиона, всего за 6 лет (с 1898-го по 1904-й ) выстроено новых зданий в Никольском на общую сумму почти 3,5 миллиона рублей. Чтобы представить масштабы модернизации и строительных работ, надо сказать, что уникальное произведение искусства, архитектурный шедевр –Морозовский особняк на Спиридоновке был оценён в 600 тысяч рублей. В 1902 году  Савва Тимофеевич, прекрасно разбиравшийся в электротехнике, руководил работами во время строительства электрической станции. Тогда же Морозов произвёл замену устаревших паровых двигателей –основы основ и сердца предприятия.

1 ведущий: Техническая политика, осуществляемая Морозовым, была бы невозможной без поддержки директора-распорядителя Марии Фёдоровны и других членов правления. Высокое качество продукции Никольской мануфактуры достигалось совместными и слаженными усилиями. При умелой финансовой политике состоялась масштабная техническая модернизация предприятия. В 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Никольская мануфактура в очередной раз удостоилась права изображения на товарных знаках государственного герба России за высокое качество своей продукции. Это была награда всему коллективу, но надо признать, что вклад самого Саввы Тимофеевича был немалым.

 

2 ведущий: Будучи деловым человеком, Савва умел ценить прекрасное. Создавая роскошный дом на Спиридоновке для любимой жены Зинаиды Григорьевны, не жалел денег и ничем не ограничивал фантазию выдающегося архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля, первооткрывателя новой стилистики в архитектуре, чьё имя связано со стилем московского модерна. Особняк не имеет привычного фасада, обращённого к улице. Чтобы открылось эстетическое совершенство стрельчатых очертаний огромных окон, изысканного рисунка  арок крыльца, фигур химер на карнизе, огромных деревянных проёмов, необходимо обойти здание несколько раз кругом. Для внутренних интерьеров особняка характерно стилевое разнообразие: готический вестибюль, резная дубовая лестница, строгая торжественная красота ампира в Большом мраморном зале и спальне. Реализовать сложный замысел помог Шехтелю художник Михаил Александрович Врубель, скульптурные работы и картины которого украшают интерьер особняка.

 

3 ведущий: В день новоселья Зинаида Григорьевна устраивала бал-концерт, на который собралось всё именитое купечество, где пел Фёдор Иванович Шаляпин. Он пел в то время в частной опере Саввы Мамонтова, и Зинаида Григорьевна специально поехала туда на спектакль. В антракте Мамонтов пригласил её за кулисы, и «вышел Шаляпин в белой русской расшитой рубахе, в костюме, в котором он в тот день пел Игоря.

 

-Фёдор Иванович, я Вас хочу просить прийти к нам на новоселье и, может быть, Вы что-нибудь споёте. Мы с Саввой Тимофеевичем очень любим Ваш голос.

 

-Ведь у Вас вся Москва будет, смогу ли я хорошо спеть!

-Споёте, я уверена!    «О цене я с ним говорить постеснялась, и мы с Саввой решили подарить ему золотой портсигар с бриллиантовым вензелем, работы Фаберже».

( звучит запись Шаляпина)

 

Чтец: Шаляпин пел. И дыбом волосы.

И слушал Савва чуть дыша.

Вполгорла пить и петь вполголоса

Не может русская душа.

  

Летела песня лёгкой лодкою

На всех крылатых парусах.

Великий Горький с горькой водкою

И с детскою слезой в усах.

 

Шаляпин пел под люстрой шаткою,

Морозов щурился от слёз,

И тут купец картинно шаркая,

Бокал шампанского поднёс:

 

Довольно с босяками тешиться,

Ты выпей лучше за купцов.

Вся Русь на нас с тобою держится!

Но исказилося лицо.

 

И сжались кулаки Морозова:

 - Ах ты, продажная свинья! –

И холёной роже розовой

Хлестнула пенная струя.

 

За угол скатерти заляпанной

Рванул:

 - Шампанского! Велю! –

И вторил Савве бас Шаляпина:

 - Здесь я владею! Я люблю!..

 

Купец подобострастно кланялся

И в тёмный угол отползал.

И воск свечой тихонько плавился,

И перешёптывался зал.

 

В унынии недолго пробыли,

И снова разгорелся пир.

Шаляпин пел!

Его не трогали

Ни этот зал, ни этот мир.

(из поэмы А. Кошелева «Савва Морозов»)

 

1 ведущий: 29 августа 1896 года в московских «Новостях сезона» сообщалось, что Савва Тимофеевич и Сергей Викулович Морозовы ассигновали 200 000 рублей на создание общедоступного театра для рабочих и служащих фабрик Орехово-Зуева, который открылся через год. Но это был Летний театр, и Савва Тимофеевич закладывает в 1904 году ещё один общедоступный театр в Орехово-Зуеве –Зимний, который стал называться Большим. Правда, достраивали его Зинаида Григорьевна и сын Саввы Тимофей. В те годы это был первый в Московской губернии театр для рабочих, не уступающий столичным театрам. В день открытия пел Шаляпин и артисты Императорского Большого театра. На сцене прошли «Фауст», «Русалка», «Аскольдова могила», «Демон», «Пиковая дама»,  «Евгений Онегин». Исполнителями хора были не артисты, а морозовские рабочие.

 

2 ведущий: Газеты по случаю открытия Зимнего театра писали: «Наш город стал богат и славен театральным искусством. Близкое знакомство Саввы Тимофеевича Морозова со Станиславским, Горьким, Шаляпиным, Чеховым, Немировичем-Данченко и другими деятелями культуры России, его любовь к театру, постройка общедоступных театров…дали возможность рабочим и служащим фабрик в Орехово-Зуеве приобщиться к большому искусству».

 

3 ведущий: Своё сердце Савва Тимофеевич безусловно оставил в Московском Художественном театре, создание которого было самым счастливым периодом в его короткой жизни. В конце 1897 года Станиславский и Немирович-Данченко пригласили для переговоров С. Т. Морозова, который с радостью дал согласие оказать финансовую поддержку и внёс первые 10 000 рублей, поставив лишь условие: «Театр не должен иметь никакого высочайшего покровительства». Для театра было арендовано здание тетра «Эрмитаж», которое пребывало в убогом виде. Савва принялся за ремонт «Эрмитажа». Он опустил пол сцены и раздвинул её, переделал рампы, перекрасил зал, Сцену, исправил электропроводку, создал необходимые условия в уборных актёров. Всё это выполняли под его руководством приглашённые с Никольской мануфактуры строители, которым он платил сам.

1 ведущий: К 1901 году успех МХТа, ставшего кумиром молодёжи и интеллигенции, поднял его финансовое состояние. С помощью Саввы Тимофеевича дело окрепло: театр не только избавился от долгов, но и стал приносить прибыль. Было решено передать его со всем имуществом

и репертуаром группе лиц, которые являлись его творческим центром.

 

 

2 ведущий: 13 мая 1905 года в 4 часа пополудни в Каннах на 44-м году жизни скончался Савва Тимофеевич Морозов. Французская Республика, занявшись оформлением официальных бумаг, строго следуя закону, совершила все юридические формальности. Доктор медицины констатировал, что смерть наступила «вследствие ранения, проникшего глубоко в левое лёгкое из сердца». На месте трагедии лейтенант полиции обнаружил записку следующего содержания: «В моей смерти прошу никого не винить». На небольшом листочке плотной бумаги более ничего не было: ни подписи, ни даты. Смерть С. Т. Морозова и по сей день остаётся загадкой.

1 ведущий: Существует 2 версии кончины Саввы Морозова из жизни. Первая – добровольный уход из жизни с оставленной предсмертной запиской. Вторая связана с именем революционера-террориста Красина, который будто бы, как считается, скорее всего, и поставил точку в жизни Морозова, когда тот не захотел сотрудничать с большевиками. Предлагаем посмотреть отрывок из художественного фильма и послушать отрывок из поэмы Аркадия Кошелева «Савва Морозов», где эти версии и представлены.

(отрывок из художественного фильма «Савва Морозов», 4 серия, последний эпизод «В Каннах»)

 

Чтец: Он один. Дом пустынный, как гулкий вокзал.

Ветер дует в пустынном камине.

Всё, что в памяти было, жестоко он стёр.

Где друзья? Нет друзей и в помине.

 

Ранним утром приходят к нему доктора.

Все учёны, бедны и гнусавы.

И следят, как средь золота и серебра

Бродит призрак Морозова Саввы.

 

И уходят. И эхом звучит их смешок.

И беззвучно рыдает Морозов.

И дрожит стеарин его выбритых щёк,

И катятся холодные слёзы.

 

Савва хочет кричать, только вязнут слова,

Мысли в голову бьют, как копыта.

Как болит голова, как горит голова!

Убежать бы! Да двери закрыты.

 

Вот кукушка со старых настенных часов

Возвестила, что близится полночь.

И не в силах отринуть тяжёлый засов,

Прохрипел он чуть слышно:

 - На по-мощь…

 

Но никто не услышал, никто не пришёл,

У буфета лишь скрипнула дверца.

И рванул он рубаху. И карандашом

Очертил наболевшее сердце.

 

Воронёное дуло, взведённый курок,

Смертоносный кусочек металла…

Выстрел глухо пропел. Выстрел пальцы обжёг.

Точно в сердце. И Саввы не стало.

 

3 ведущий: Савва Тимофеевич умер в расцвете лет, на 44-ом году жизни. Символом искренней любви, глубокого уважения к нему и доброй памяти стала икона Саввы Стратилата, созданная на средства работников Никольской мануфактуры в церкви Рождества Богородицы села Нестерова близ Орехово-Зуева. На латунной плите, прикреплённой к низу иконы, выбита надпись: «Сия святая икона сооружена служащими и рабочими в вечное воспоминание безвременно скончавшегося 13 мая 1905 года незабвенного директора Правления, заведовавшего фабриками Товарищества Саввы Тимофеевича Морозова, неустанно стремящегося к улучшению быта трудящегося люда». Какие ещё нужны слова…

 

( звучит песня «Идут белые снеги» на стихи Е.Евтушенко)

 

4 ведущий: В 2004-ом году Указом Губернатора Московской области Б.В. Громова имя Саввы Морозова было присвоено Орехово-Зуевскому Бизнес-Колледжу. В честь этого знаменательного события преподавателем этого учебного заведения, почётным работником СПО Талалуевым Вадимом Сергеевичем было написано стихотворение.

 

       Чтец: Счастье и гордость нам полнят сердца

                  Бизнес-прогресс видим в цвете мы розовом,

                   Имя присвоено нам праотца –

                   Предпринимателя Саввы Морозова.

                   Пишут газеты, и вторит им радио,

                   Телеэкран расцветил эту весть.

                   Как мы горды, как мы счастливы, рады мы,

                   Что справедливость в стране нашей есть.

                   Предприниматель, ваятель и труженик –

                   Многое сделал для нашей страны.

                   Увековечено имя заслуженно,-

                   Мемориал у колледжной стены.

                   Имя Морозова с прошлого века

                   Носит прославленный в вузах проект.

                   В память великого человека

                    Надо б назвать его именем век.

                   Много настроил жилья для народа,

                    Множество фабрик Морозов воздвиг,

                   Зимний театр и больничные своды…

                   Думать о людях Морозов привык!

                   Помнит Москва его как мецената,

                   МХАТ им гордится уже второй век,

                    Всех восхищают убранство палаты,

                   Неповторимый дворцовый проект.

                   Девушки, юноши Бизнес-Колледжа

                   Помнить и чтить мецената должны.

                   Савва велик, многолик, как и прежде,

                   Снова пришли его светлые дни!

 

(возложение цветов к памятной табличке на стене колледжа)

 

 

© vilovesa

Создать бесплатный сайт с uCoz