Сайт преподавателя русского языка и литературы  Виловой Елены Сергеевны 

 

«Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»:

от идейного замысла до философско-нравственной позиции автора»

  

Тема занятия: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от            идейного замысла до философско-нравственной позиции автора. (Петербург Достоевского. «Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание». Изображение «маленького человека». Раскольников. Социальные и философские истоки его бунта. Смысл его теории и крушение его идей. Образ Сони Мармеладовой. Роль двойников.)

Тип урока: урок обобщения изученного по творчеству Ф.М.Достоевского.

Форма урока: комбинированный урок.

Цели:   - образовательная: повторив и обобщив изученные вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», определить авторскую позицию, а на её основе вывести общую философско-нравственную концепцию его творчества;

 - развивающая: продолжать начатое в общеобразовательной школе обучение диалогу, общению при обсуждении вопросов, выражению своих мыслей, их оформлению, аргументации, логике изложения материала;

 - воспитывающая: обращение к высокохудожественному тексту писателя-классика способствует выработке литературного вкуса, а психологизм романа Достоевского воспитывает потребность подходить к литературному произведению как к сложному объекту, требующему тщательного читательского анализа. Знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо ориентирует студентов на правильное поведение в экстремальных ситуациях, когда необходимо делать выбор между добром и злом, говорит о силе духа, который не позволяет человеку быть равнодушным, о противостоянии эгоизма и действий во благо других людей.

Межпредметные связи: с изобразительным искусством (знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского,  Д.А. Шмаринова), с искусством кинематографии (просмотр отрывков к/фильма Л.Кулиджанова, с социальной психологией (знакомство со статьёй американского социального психолога Ф. Зимбардо).

Оснащённость: портрет Ф.М. Достоевского работы В.Г. Перова, иллюстративный материал, раздаточный материал, телевизор, DVD-плейер, книжная выставка, текст произведения.

Литература:

1. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 2. 10 кл. -М.: "Просвещение", 2001.

2. Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. –М., Издательский центр «Академия» 2008.

3. Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2008.

4. Тексты романа «Преступление и наказание».

Содержание занятия:

1. Приветствие, вступительное слово преподавателя.

2. Проверка домашнего задания (сообщения по заранее заданным темам «Досибирский, сибирский и послесибирский этапы творчества Ф.М. Достоевского», фронтальный опрос).

3. Знакомство с иллюстрациями к роману художников П.М. Боклевского, М.В. Добужинского, Д.А. Шмаринова.

4. Работа группы по распределению в хронологическом порядке высказываний, цитат из романа «Преступление и наказание», принадлежащих Раскольникову (или относящихся к нему). Проверка с комментариями.

5. Чтение отрывка романа о воскресении Лазаря, разбор, ответы на вопросы; сообщение студента.

6. Просмотр эпизода фильма Л.Кулиджанова «Преступление и наказание».

7. Общие выводы о духовных, нравственных, социальных идеалах Достоевского.

8. Сообщение студентов о  вышедшей в 2007 году книге Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».

9. Тестирование

   10. Задание на дом.

   11. Итоги занятия, выставление оценок.

 

 Ход урока

 

Преподаватель: Добрый день! Прошу садиться. Сегодня мы проводим открытый урок «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»: от            идейного замысла до философско-нравственной позиции автора». Это обобщающий, заключительный урок по изучению жизни и творчества Ф.М. Достоевского. Мы будем касаться ключевых тем романа и постепенно подойдём к социальным, нравственным, духовным идеалам Достоевского.

Преподаватель: Итак, эпиграфом к сегодняшнему уроку я записала на доске слова Чингиза Айтматова «В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму». (записать на доске).

По мнению нашего современника, Достоевский сегодня так же актуален, как и полтораста лет назад. Достоевский показал в своём творчестве современного ему человека во времена острого политического, религиозного, морального кризиса общества. Поэтому так катастрофичны сюжеты его произведений, внутренний мир его героев драматичен. В их душах в постоянном противоречии существуют силы добра и зла, от их борьбы зависят судьбы героев и судьбы человечества. Рисуя драмы в умах и душах героев, Достоевский даёт глубочайший анализ их духовного, психического, личностного состояния. Достоевский прекрасно знал трагические противоречия жизни, но это не мешало ему верить в способность человека постигать красоту, творить добро. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», - говорит герой рассказа Достоевского «Сон смешного человека».

Давайте проследим, как постепенно, поэтапно Достоевский развивает в своём творчестве взгляд на добро и зло, на человека, пребывающего в мире социальных и духовных противоречий, как постепенно раскрываются перед нами составляющие авторской философии.

Преподаватель:

 -На какие 3 периода можно условно разделить творчество Ф.М. Достоевского?

 (Творчество Достоевского можно разделить на 3 периода: досибирский, сибирский и послесибирский).

Преподаватель: Далее я предоставляю слово исследователям творчества Ф.М. Достоевского, которые охарактеризуют каждый из периодов творчества Достоевского.

(Звучат сообщения студентов о каждом из 3-ёх этапов творчества Ф.М. Достоевского; по мере заслушивания сообщений в тетрадях студентов записываются главные тезисы).

Записи в тетрадях студентов

Досибирский период творчества Ф.М. Достоевского

(1840-е годы ХIХ века)

1. Человек, по Достоевскому, - самоценное и свободное существо.

2. Зарождение темы двойничества (разрушения личности в герое из-за невозможности соединить противоречивые моральные требования общества).

3. Переход к социально-психологическому роману.

 

Сибирский период творчества Ф.М. Достоевского

( 1850 – 1859 гг. ХIХ века)

1. Появление темы нравственного распада современного автору общества.

2. Сила, противостоящая распаду, в народе. (Почвенничество Достоевского).

3. Появление типа героя-бунтаря.

 

Послесибирский период творчества Ф.М. Достоевского

(1860 – 1881 гг. ХIХ века)

1. Появление нового литературного типа – героя- идеолога.

2. Идеи почвенничества. (Необходимо восстановить связь духовной и общественной жизни России с народом, то есть с почвой). (Идея Раскольникова связана с эпохой, когда образованная часть общества утратила связь с народом).

3. Без любви к ближнему невозможна социальная гармония.

 

Преподаватель:

-Согласны ли Вы с критиком Страховым, утверждавшим, что в Раскольникове борются человек и идея?

(Да, можно. Эпизоды, рассказывающие о сне, в котором Миколкой забивается лошадь, о помощи Раскольникова Мармеладовым, о помощи пьяной девушке, голодному студенту и его отцу, о спасении детей из пожара, говорят о том, что Раскольников, конечно же, человечен по отношению к ближним. Но,  с другой стороны,  его идея – это верх бесчеловечности).

Преподаватель:

-Что лежало в основе идеи Раскольникова? На что эта идея опиралась?

( В основе лежала мысль о делении людей на муравейник, «тварей дрожащих», и на властелинов. Опиралась идея на чрезмерное самолюбие Раскольникова и его озлобленность по отношению ко всему).

  

Преподаватель: Рассмотрим иллюстрации к роману художников Шмаринова и Боклевского на стр. 109 – 110. (Литература. /Под ред. Обернихиной Г.А. Практикум. –М., Издательский центр «Академия».2008.)

 - Какие черты характера Раскольникова акцентированы на иллюстрациях?

(Гордость, эгоизм, самолюбие, решительная злоба).

Преподаватель: Эти черты, безусловно, отрицательные, являющиеся грехом, смягчаются наличием такого качества в Раскольникове, как рефлексия.

(Далее следует самостоятельная работа студентов по распределению в хронологическом порядке цитат, принадлежащих Раскольникову).

 (проверка с обоснованием)

 Преподаватель: Кульминацией романа является сцена прочтения Раскольниковым и Соней притчи о воскресении Лазаря.

-Почему Раскольников приходит к Соне? Как он ведёт себя по отношению к ней?

(Он считает, что Соня тоже преступила черту. Ведёт себя с ней жестоко)

-Откройте эпизод (4 часть, глава 4). (чтение преподавателем).

Преподаватель:

-С какой целью Раскольников задаёт вопросы Соне о Боге? К какому выводу приходит он относительно Сони?

(Изначально он пытается уязвить Соню, говоря, что Бог немилосерден к ней самой, но убеждается, что Соня – истинно верующий человек).

Преподаватель:

-Почему Раскольников просит Соню почитать ему притчу о воскресении Лазаря?

(Он начинает размышлять о возможности возрождения души в случае, если ты откроешь сердце Богу).

Преподаватель:

-Вспомните сцену убийства процентщицы и Лизаветы. Как эта сцена связана с тем, что Евангелие Соне дала именно Лизавета?

(Лизавета будто бы дважды спасает Раскольникова: в первый раз, когда остриём топора она была убита, в отличие от старухи процентщицы, которая была убита обухом – в этом случае Раскольников образно убивает себя, направив остриё на себя; второй раз, когда Лизавета даёт Евангелие Соне, которое потом попадает к Раскольникову).

Преподаватель:  А теперь послушаем сообщение на тему «Функциональность евангельских сюжетов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

(выступление студента с сообщением)

Преподаватель: Предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма Льва Кулиджанова «Преступление и наказание», который рассказывает о второй встрече Сони и Раскольникова.

(просмотр эпизода)

Преподаватель:

-Совпадают ли представления о героях в литературной и киноверсиях?

(Могут быть варианты ответов)

-Трудно ли снимать фильмы по произведениям Достоевского?

(Да, так как они глубоко психологичны).

Преподаватель:

-Какое решение подсказывает Раскольникову Соня?

(Принять страдание)                         

Преподаватель:

-Кто ещё из героев говорит по сути то же самое?

(Порфирий Петрович. По мнению Сони и Порфирия Петровича, искупить свою вину можно, приняв страдание).

 

Преподаватель: Итак, основные тезисы философско-религиозных, нравственных, социальных идеалов Достоевского:

1. Любовь к ближнему – путь к социальной гармонии.

2. Страдание даётся человеку во благо, через страдание он обретает душевный покой.

3. Христианское смирение – альтернатива эгоизму и гордыне.

4. Глубокий психологизм творчества Достоевского.

5. Противоречивость философии Достоевского. (Призывает к смирению, а герои показаны бунтарями).

Преподаватель:

-Проблема выбора между добром и злом является философской, к ней обращаются во все времена.  Предлагаю Вашему вниманию обзор книги американского социального психолога Ф. Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».

 

(выступление двух студентов с кратким обзором книги)

Преподаватель:

-Какое решение предлагает автор для ответа на вопрос «Как вести себя в экстремальных ситуациях?» при выборе между добром и злом?

(В любых ситуациях нужно оставаться человеком!).

Преподаватель:

 - Заканчивая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского, предлагаю Вам выполнить тест.

(тестирование)

Преподаватель:

Итак, познакомившись с личностью Ф.М. Достоевского, поговорив о философии и эстетике писателя, изучив его роман «Преступление и наказание», предлагаю Вам темы сочинения, над черновиком которого Вы будете работать дома, а писать мы его будем на следующем уроке.

(студенты записывают темы сочинений)

Преподаватель:

-Благодарю всех за сегодняшнюю работу, студенты… получили оценки…

(выставление оценок с комментариями)

Приложение 1

Текст раздаточного материала для самостоятельной работы

1. «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

2. «Смирись, гордый человек!»

3. «Я не человека убил, я принцип убил!»

4. « Я себя убил, а не старушонку! Тут-таки разом и ухлопал себя, навеки!»

5. «Прочь, миражи, прочь, привидения, есть ещё жизнь!»

6. «Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..»

( 1. – 6.; 2. – 5.; 3. – 1.; 4. – 4.; 5. – 3.; 6. – 2.)

  

Приложение 2

Анализ книги Ф.Зимбардо «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими»

 

Каким образом добропорядочный человек превращается в мерзавца и палача? На этот вопрос пытаются ответить мыслители всех времён и народов. Этот парадокс в современной психологии получил название «эффекта Люцифера»; оно дано американским социальным  психологом  Филиппом  Зимбардо в вышедшей в 2007 году книге «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими».

Доктор Филипп  Зимбардо стал профессором Стэнфордского Университета в 1968 году. Он знаменит своим телевизионными проектом «Открывая психологию», а также многочисленными книгами и 300 публикациями. Недавно он был президентом американской ассоциации психологов. 

Доктор Зимбардо провел знаменитый эксперимент «Стэнфордская тюрьма» летом 1971 года. Недавно он выпустил книгу под названием «Эффект Люцифера: как хорошие люди становятся плохими», в которой он обсуждает данный эксперимент, его сходство с Абу Грейб и «банальность героизма».

События эксперимента «Стэнфордская тюрьма»

«В ходе эксперимента я (далее от первого лица - доктор Зимбардо) хотел выяснить, что происходит с хорошими людьми, попавшими в нехорошее место: сможет ли восторжествовать человечность или же ситуационные силы овладеют даже лучшими из нас? Я и мои аспиранты из Стэнфордского Университета Крэйг Хэни и Курт Бэнкс, создали реалистичную тюремную атмосферу – «гнилую бочку», куда мы поместили 24 студента-добровольца для двухнедельного эксперимента.

На основании проведенных тестов и интервью мы выбрали их из 75 претендентов, откликнувшихся на объявление в местной газете. Мы разделили их случайным образом на две половины: охранники и заключенные. Заключенные находились в тюрьме круглосуточно, а охранники посменно по 8 часов. В первый день ничего особенного не происходило, так как участники, студенты со всей страны, осваивались и входили в роль.

На следующее утро заключенные устроили мятеж, но охранники подавили его и выработали систему работы с теперь уже «опасными преступниками». Издевательства, агрессивное поведение, унижение последних стало нормой.  В течение 36 часов  у одного из заключенных случился нервный срыв, и его пришлось выпустить, как и других с подобными срывами в последующие 4 дня. 

Хорошие, нормальные молодые люди подверглись пагубному влиянию их роли и предоставленной властью над униженными заключенными. «Гнилая бочка» испортила наши «Спелые Яблоки». Спустя шесть дней мы были вынуждены прервать эксперимент, так как ситуация вышла из- под контроля.

Почему эксперимент «Стэндфордская тюрьма» был завершен?

Охранники начали сексуально домогаться до заключенных. Честно говоря, мне следовало завершить эксперимент уже после нервных срывов и  сексуальных домогательств, но я не сделал этого, потому что взял на себя роль начальника тюрьмы наряду с научным руководителем, а тюремных чиновников подобные явления не беспокоят. К счастью для меня, кое-кто обратил на это внимание, да так, что заставил меня прикрыть этот «магазинчик ужасов».

Я пригласил людей со стороны: студентов и выпускников факультета для общения с участниками эксперимента, чтобы получить свежий взгляд на ситуацию. Одним из них была доктор философских наук в Стэндфордском университете, в скором времени старший преподаватель в Кал Беркели, Кристина Баслак; я как раз недавно начал встречаться с ней.

Она спустилась в наш подвал на пятую ночь эксперимента и стала свидетелем вечерней прогулки  до туалета, уже традиционного ночного развлечения, от чего ей стало плохо. Она видела все: цепочка людей с мешками на голове, с цепями на ногах, двигалась по коридору словно зомби, положив друг другу руки на плечи. И все это под аккомпанемент издевательств охранников. 

«То, что ты делаешь с этими ребятами – просто ужасно!», - закричала она, добавив что-то вроде: «Я не уверена, что нам стоит продолжать встречаться, если ты можешь получать удовольствие от подобного»

Эта двойная оплеуха словно отрезвила меня, и я понял, что эксперимент удался, и ситуационные силы взяли верх и надо мной. После необходимых логических умозаключений я поставил точку на эксперименте «Стэнфордская тюрьма»

В «Эффекте Люцифера», я детально описываю хронологию событий, которые повлияли фактически на каждого, кто был задействован в эксперименте.  Только наблюдая  за безнравственными поступками охранников, стремящихся сломить волю узников можно установить сочетание ситуационных сил, которые заставляют хороших людей  совершать нелицеприятные поступки.

Мне кажется, что это понимание помогает нам лучше разобраться в  истинном значении «Эффекта Люцифера». Люцифер был любимым ангелом Бога, который изгнал его  в Ад за неповиновение, где Люцифер стал Дьяволом, Сатаной. В моей книге я анализирую малые трансформации обычных, добрых людей, которые встают на скользкий путь зла, поддаваясь влиянию ситуационных сил.

Три десятилетия спустя сценарий нашего эксперимента был воспроизведен с поразительной точностью американскими охранниками в другой тюрьме (иракская тюрьма Абу Грейб, где американские охранники издевались над иракскими заключёнными в последнюю американо-иракскую войну). Шокирующие кадры пыток и издевательств американской военной полицией над иракскими заключенными, облетевшие весь мир, ничуть не удивили меня. 

Я видел точную копию происходившего в моей Стэнфордской тюрьме: голые заключенные с мешками на голове, подвергающиеся сексуальным унижениям. Подобное нельзя оправдать, но можно объяснить. За внешним сходством скрывались все те же психологические принципы, которыми руководствовались охранники  ночной смены «Гнилой бочки» сектора 1А в  Абу Грейб.

Мое чувство неприятного сходства искусственной тюрьмы в Стэнфорде и настоящей тюрьмой  было также отмечено в одном из расследований причин этой человеческой трагедии в разгар спорной войны.

Комиссия, председателем которой был бывший Министр Обороны Джеймс Шлесингер, сделала вывод, что эксперимент «Стэнфордская тюрьма» должен был стать предостережением для военных.

В докладе говорится, что плохая обстановка,  сложившаяся в тюрьме послужила причиной для создания изменчивой атмосферы, что и стало катализатором насильственного поведения. Спелые яблоки скисли через несколько недель службы в деградирующем тюремном коллективе, вовлеченном в эту безнравственную войну.

Самые страшные издевательства в обеих тюрьмах происходили в ночную смену, когда контроль со стороны меня, хорошего профессора и их, хороших командиров, был довольно слабым. В обоих случаях охранники наделялись неограниченной властью без соответствующего контроля.

Я думаю, что военное начальство  намеренно создало Абу Грейб таким, чтобы дать возможность Армейским Резервистам, так называемым «солдатам на выходные» без специальной подготовки «подготовить пленников к допросу», «не церемониться» с ними и «сломить волю пленника» для допроса.

Блок 1А  был центром пыток, где содержались 1000  мужчин и мальчиков, которые, по мнению командиров, руководили мятежниками. Большинство  из них не знало ничего, а если кто-то и мог иметь стоящую информацию, то сведения оказывались устаревшими по причине длительной изоляции. Дональд Рамсфельд оказывал давление на все военное ведомство и в итоге на ночную смену в блок 1А стали заступать 7 военных полицейских для защиты заключенных.

Каково распределение степени «вины» по трем пунктам: предрасположенность личности, окружающая обстановка, общее состояние организма?

Эффект Люцифера устанавливает, что вину за эти издевательства нельзя возложить лишь на конечное звено в цепи – так называемых «паршивых овец» из числа военных. Если их аморальное поведение было вызвано условиями, в которых им приходилось работать, то надо упомянуть и тех, кто участвовал в их создании – Больших боссов, заведующих этим жалким шоу. 

 Необходимо включить в этот список Руководителей, которые и создали предпосылки для подобных издевательств – администрацию Буша и военное командование, которые обязаны были контролировать деятельность своих подчиненных в течение трех долгих месяцев.

В книге я предлагаю читателю стать присяжным и осудить все преступления против человечества военного и гражданского персонала тюрьмы. Посетителям моего нового сайта [www.luciferEffect.com] я предоставил возможность оценить степень вины бывшего Главы ЦРУ Джорджа Тэнета, бывшего Министра Обороны Дональда Рамсфельда, вице-президента Дика Чейни и нашего Верховного Главнокомандующего президента Джорджа У. Буша.

Подобным издевательствам нет места в системе с ответственным руководством; где командиры и начальники всех степеней ясно дают понять, что не потерпят насилия; где уважается личная честь и достоинство; где все знают правила работы; где каждый лично несет полную ответственность за свои действия и где любое отклонение от правил будет публично осуждаться и наказываться.

Кроме того, начальники должны отслеживать все психологические процессы в коллективе и подбирать персонал с высоким уровнем морально-психологического состояния и позитивным рабочим настроем.

Какие люди по своей сути: хорошие или плохие?

Я начинаю свою книгу с классического изречения Джона Милтона об уникальности человеческого разума, который в силу своей индивидуальности способен на любые метаморфозы. Я исхожу из беспредельных психологических возможностей разума: он может сделать нас злодеем или героем, наделить нас заботой или равнодушием, бескорыстием или эгоизмом, страстью к созиданию или разрушению.

Человек рождается  не со злом в душе, а с навыками выживания и превосходными умственными способностями, и он может стать кем угодно – словно младенец, готовый учиться говорить и мгновенно понимать любой из тысячи языков в период своего развития. Природа подталкивает нас в различных направлениях: быть уверенным или стеснительным, но это невероятно сложный процесс, сочетающий культурный, исторический, религиозный, экономический и политический опыт, полученный в семейном и других общественных институтах.  

Многие из нас не догадываются, насколько наше поведение зависит от внешних факторов, потому что проще считать, что внутри уже все предопределено. Мы идем по жизни, окутанные иллюзией неуязвимости, и вооруженные неподходящим набором из надменности, свободной воли и рационализма".

Напротив, немногие из нас на самом деле знают сами себя или окружающих. Мы вряд ли можем с уверенностью рассуждать о том, что бы мы сделали в той или иной незнакомой ситуации, потому что мы предпочитаем жить в знакомой, надежной и предсказуемой обстановке. И мы играем одинаковые роли в каждой из наших поведенческих ситуациях, как и все остальные, кого мы «знаем».

У нас  уже заготовлены действия и диалоги, которые вскоре становятся знакомыми для окружающих нас, так как зачастую мы действуем по сценарию и почти не импровизируем.  Другой миф состоит в непроницаемости границы между добром и злом где все плохие люди на стороне зла, а мы и  наши близкие навечно расположены на стороне добра.

Психология опровергает этот миф, показывая как легко можно соблазнить и вовлечь в другой лагерь обычного человека, используя слепое повиновение власти, бездумный конформизм, распыление ответственности, бесчеловечность, приверженность догмам и строгое исполнение своей роли. Граница между добром и злом не абстрактна, она «пролегает в центре каждого человеческого сердца», как говорил поэт и узник эпохи Сталина, Александр Солженицын.

Почему люди сбиваются с пути?

Причин много; все зависит от ситуации – за исключением людей с психическими расстройствами, которые могут спровоцировать волну насилия. Это наемные убийцы или военные или члены детских повстанческих ополчений. Они бездумно идут к внешне благородной цели, которая оправдывает любые средства лишь для того, чтобы позже обнаружить потерю собою человечности. Они хотят быть частью команды, быть в курсе всех событий, пользоваться популярностью и не быть отверженными.

Они сбиваются с пути от праздности, их главное зло – бездействие. Они делают то, чего так хотели их матери – не ввязываться, заниматься собственными делами и не обращать внимания на происходящее вокруг дерьмо, лишь зажимая рукой нос. Хорошие люди не спешат безрассудно творить зло, наоборот, они начинают с малого, постепенно смещая центр своих моральных ценностей. Каждый удачный шаг вниз не различим до тех пор, пока их поведение не становится шокирующим и даже ужасающим.

Как человек может противостоять нежелательному воздействию?

Внешние факторы могут заставить хороших людей совершать нелицеприятные поступки, но это не означает отказа  личной ответственности и одобрения пути пессимистичного детерминизма. В конце концов, мы несем ответственность за последствия нашего умышленного поведения; однако, некоторую часть вины мы можем возложить и на тех, кто  провоцирует человека на совершение безнравственных поступков. 

Я борюсь за теорию права, которая расширяет свои горизонты, делая акцент на индивидуальности, принимая во внимание ситуации и состояние организма, расчеты вины  и вынесение приговора. Кроме того, я хотел бы заменить традиционное медицинское влияние  отдельных болезней и лекарств на человека, которая уже распространилась на  институты права, психиатрии, религии и большинство наших общественных институтов, на государственную модель здравоохранения.

Присутствие патологии в обществе заставляет искать «носителя инфекции», из которого можно  создать  вакцину против его яда и изменения окружающей среды для того, что остановить ее распространение. И последнее, я хотел бы сказать, что именно люди создают окружающую обстановку и таким образом мудрость и сила воли могут заставить ее работать на нас, а не против нас.

Последняя глава Люцифера представляет план основных мероприятий направленных на повышение потенциала нашей сопротивляемости. На моем сайте можно найти различные стратегии и тактики для борьбы с разными типами влияния -  стадного эффекта, технологии убеждения, влияния профессионалов, вербовки в секты и другие. 

А можно ли заставить человека совершать достойные и даже героические поступки при помощи тех же факторов, которые заставляют людей творить зло?

Во время написания заключительной главы Люцифера я обрел новый смысл в жизни и новое призвание. Во время переосмысления концепции Хана Эренда «банальность зла», где для каждого нормального человека непродолжительное знакомство с сущностью зла обусловлено спецификой ситуации, я обратил внимание на отсутствие противоположного концепта.

Концепция «банальность героизма» описывает выдающиеся дела обычных людей во имя дела человечества – в особенности, в ситуации, которая случается раз в жизни. Как и те, кто совершают чудовищные поступки – выглядят «страшно нормально», эти обыкновенные герои выглядят «потрясающе нормально»

Я уверен, что одна и та же ситуация может воспламенить «искру ненависти» в тех, кто стал приспешником зла и впервые наделить «геройским духом» любого из нас.  Для того, чтобы стать героем нужно выполнить два условия:

o        Необходимо действовать. Сменить пассивную позицию стороннего наблюдателя злодеяний или угроз жизни и каким-либо образом вмешаться в происходящее.

o        Действовать во благо других. Общественно важный поступок предназначен для подавления природной предрасположенности к эгоизму, не рискуя и не используя  ценные гены во вред.

Я размышляю о том, как развить в наших детях геройский дух, подготовить их к экстремальной ситуации, которая произойдет в их жизни, в то время как другие двигаются по пути зла и равнодушия. Они должны действовать ради других людей или идеалов без мыслей о собственной выгоде и славе.

Я верю, что создание поколения обыкновенных героев является самой лучшей защитой против зла в любой ситуации: на поле боя, в тюрьме или  в корпоративной штаб-квартире».

  

Приложение 3

Тема сообщения «Функциональность евангельских сюжетов

в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

       Приложение 4

Темы сочинения по творчеству Ф.М. Достоевского

1. Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Значение снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

4. Раскольников и его двойники в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

6. «Униженные и оскорблённые» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Крах теории Раскольникова.

© vilovesa

Создать бесплатный сайт с uCoz